19 сент. 2010 г.

ЗАГЛАВНЫЕ vs. строчные

Эта тема подробно рассмотрена на хабре,

bbb46e48

Приведу здесь несколько примеров, чтобы сэкономить ваше время и выбрать суть вопроса.
(пара примеров взяты отсюда, и отсюда)
Почему-то многие любят набирать заголовки прописными литерами. Это атавизм, сохранившийся с тех времен, когда все промышленные шрифты были наборными (зачастую шрифт просто не имел крупных кеглей). С появление компьютеров и масштабируемых шрифтов эта дурная привычка должна была отмереть, но не умерла (оглядитесь вокруг). А жаль.

Во-первых, строчные буквы почти всегда выглядят лучше прописных.

small_vs_caps
Это гарнитура Котлин. Конечно, многое зависит от эстетических пристрастий наблюдателя, но вариант 2, написанный строчными литерами, выглядит несколько привлекательней.

Во-вторых, кернинговые пары для прописных литер обычно не проставляют (в европейской и американской традиции вообще это принято). К примеру, шрифт Мысль однажды преподал мне урок — мне понадобилось набрать в нем заграничное слово DRAW, причем, как было написано в спецификации, именно прописными. Результат был плачевен. Две сложные пары "RA" и "AW" выглядели ужасно (к слову сказать, сама Мысль в некотором роде уникальна, так что с ее недостатками приходится мириться).

А главное, текст написанный прописными буквами, всегда хуже читается. Человек воспринимает не буквы, а изображение всего слова. Если слово написано строчными, из прямоугольника слова торчат выносные элементы литер. Форма прямоугольника становится относительно уникальной, отчего читабельность повышается. Слово, написанное прописными, выглядит просто как прямоугольник, и от других слов отличается только шириной.

volume
Я размыл слово "объем", чтобы скомпенсировать увеличение кегля (чем больше текст на экране, тем лучше он читается). В варианте 1 все слово напечатано прописными. Видно, что вариант 2, напечатанный строчными литерами, читается гораздо лучше. Разумеется, степень размывки в обоих случаях была одинакова.

С другой стороны, бывают ситуации, когда эти самые выносные элементы вредны (дизайн требует их отсутствия). Но тут уж ничего не поделать, приходится либо терпеть, либо дизайн менять.

Чтение любых слов — это процесс узнавания, а не ознакомления.
Я не читаю слова по буквам, и даже не по слогам. Я читаю их целиком и сразу. Чем разумнее подобран шрифт, тем проще происходит узнавание.
Кстати, именно поэтому можно понять слово, даже если внутри «слвоа бувкы перетсалвены».
Именно поэтому я понимаю, есть ли в читаемом слове ошибка, или все правильно написано.
Узнавание происходит молниеносно в большей степени благодаря тому, что буквы представлены в разных формах и имеют разную высоту. Некоторые «поднимаются» над общей линией строки (й, б), некоторые «опускаются» (ф, ц, у, д). Некоторые буквы «шире» других, некоторые «уже». Все это сплетается в сочетания, которые глаз (или мозг, у кого что более развито) распознает как «отдельное слово».
КОГДА ВСЕ БУКВЫ ИМЕЮТ ОДИНАКОВУЮ ВЫСОТУ, К ТОМУ ЖЕ НАБРАНЫ ЗАГЛАВНЫМИ— начинаются проблемы с распознаванием. Приходится вчитываться. В мышцах глаза накапливается больше молочной кислоты, чем нужно, усталость накапливается.
Поэтому все тексты, в которых что-то нужно спрятать, рекомендуется писать заглавными :) Например, соглашение об использовании программного обеспечения, контракт, или что-то подобное.

Когда же текст набран строчными, даже при одинаковой высоте воспринимается легче
caps В американских шрифтах принято написание цифр знаками, смещёнными относительно строки то вниз, то вверх (минускульные цифры). У «5» кончик уходит вниз, у «6» вверх. Читать очень удобно — числа «схватываются» гораздо лучше.

 

Вот для примера сайт с обилием заглавных букв.
19,09,10(04-10-44)
Ну как воспринимается информация, быстро?

В Америке, например, благодаря исследованиям в данной области пришли к необходимости замены шрифта FHWA (Highway Gothic) на дорожных указателях на гораздо более читаемый Clearview (по комментариям водителей – возникает ощущение что сняли мутные очки, настолько улучшилась читаемость в дороге). Там-то всегда приоритет был за строчными буквами в названиях городов.

HALATION6a0120a85dcdae970b0120a86d98d1970b060210_47   Slide-10
guideSignsFPO  (2)    

У Темы есть что сказать по этому поводу.
fara2

 

И напоследок.
Одна из самых распространенных дизайнерских ошибок заключается в использовании фонового цвета при наличии окрашенного текста поверх него. Применительно к WWW это даже более опасно по причине широкого распространения фоновых картинок. В самом подходе нет ничего плохого, но им можно злоупотребить. А именно — текст перестанет быть читабельным. Происходит это из-за того, что цвет текста выбирается максимально отличающийся от цвета фона (особенно любят сочетание ярко красный плюс ярко зеленый), а о яркости цвета не думают. В то же время для различимости текста на цветном фоне совершенно не важно, какие цвета выбраны (в категориях типа зеленый-красный, желтый-белый и т.д.). Важна только разница в яркости.

redblue

За время практической работы я четко осознал, что для обеспечения легкости чтения разница в яркости должна составлять минимум 40%. Это абсолютный минимум. Если вы хотите, чтобы текст кто-нибудь прочел — делайте так не задумываясь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий